Skip to main content
Автор — Питер Вольницер (Peter Wolnizer), экс-председатель Комитета по международным образовательным стандартам в области бухгалтерского учета  | 
Available Languages:

На фоне общемирового сближения и повышения мобильности профессиональных бухгалтеров проект Комитета по международным образовательным стандартам в области бухгалтерского учета™ (IAESB™) по пересмотру и переработке пакета из восьми Международных образовательных стандартов™ (IES™) проясняет обязанности членов МФБ и других заинтересованных лиц, участвующих в обучении, профессиональном развитии и оценке качества образования профессиональных бухгалтеров.

Ожидается, что новая редакция международных образовательных стандартов, помимо прочего, уменьшит различия между национальными требованиями к качеству работы профессионального бухгалтера, будет способствовать глобальной мобильности профессиональных бухгалтеров и сформирует международные эталоны, которые члены МФБ смогут использовать для сравнения.

Международные образовательные стандарты описывают профессиональные компетенции с точки зрения технической грамотности, профессиональных навыков и ценностей, этики и мировоззрения. Они очерчивают круг компетенций, необходимых профессиональному бухгалтеру, и определяют задачи обучения, чтобы компетенции профессионального бухгалтера соответствовали требованиям общественности и партнера по аудиту. И наконец, новые международные образовательные стандарты повысят уровень доверия заинтересованных лиц к работе профессионального бухгалтера.

Базовая профессиональная подготовка

При пересмотре международных образовательных стандартов мы обращались ко многим специалистам, что отвечает законодательным требованиям и требованиям Совета по надзору за соблюдением интересов общественности (PIOB). Исправленные образовательные стандарты не только защищают интересы общественности, определяя требования к зачислению на программы профессионального образования в сфере бухгалтерского учета, но и повышают образовательный стандарт, устанавливая 18 сфер компетенций и 82 учебные задачи для начинающих профессиональных бухгалтеров. Для их решения нужны не только знания принципов, стандартов, понятий, факторов и процедур, но и интеграция многих компетенций: технической грамотности, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и видений.

Проект пересмотра стандартов IAESB — это способ согласовать программы профессионального образования в сфере бухгалтерского учета с ультрасовременными достижениями в области бухгалтерского образования, которые признаются и используются при разработке учебных программ бухучета в университетах США, Европы и Австралии. Исправленные международные образовательные стандарты определяют четкие требования к членам МФБ и другим профессиональным бухгалтерским организациям относительно зачисления на программы профессионального образования в сфере бухгалтерского учета (например, IES 1), содержания образовательных программ в сфере бухгалтерского учета (IES 2, 3 и 4), практического опыта (IES 5) и оценки знаний (IES 6). Эти образовательные стандарты закладывают основу необходимого дальнейшего обучения и развития профессиональных бухгалтеров в форме повышения квалификации, а также специализации по направлению бухучета или аудита для развития и сохранения профессиональных компетенций.

Повышение квалификации

В процессе пересмотра документов был переработан стандарт повышения квалификации IES 7, чтобы сделать его более понятным. IES 7 «Повышение квалификации» (в новой редакции) все так же требует от профессиональных бухгалтеров повышать квалификацию независимо от сектора или размера организации, в которой они работают. Повышение квалификации играет важную роль, позволяя профессиональным бухгалтерам сохранять и наращивать уровень профессиональных компетенций в соответствии с занимаемой должностью. Все профессиональные бухгалтеры обязаны предоставлять качественные услуги своим клиентам, работодателям и другим заинтересованным лицам.

Стандарт IES 7 требует оценивать качество повышения квалификации. Это можно реализовать тремя различными способами: по результатам (оценка профессиональных компетенций по результатам работы), по уровню образования (оценка профессиональных компетенций по объему учебных часов) и посредством комбинированного подхода (оценка профессиональных компетенций за счет сочетания элементов первого и второго подходов). Сформулированное таким образом требование позволяет участнику гибко оценивать качество повышения квалификации.

Стандарт IES 8 «Профессиональные компетенции руководителей аудиторской проверки, ответственных за аудит финансовой отчетности» (в новой редакции) определяет профессиональные компетенции, которые профессиональный бухгалтер в такой должности должен развивать и сохранять. Стандарт IES 8 ориентирован в первую очередь на членов МФБ. Помимо этого он признает разделение ответственности между руководителями аудиторских проверок, бухгалтерскими фирмами и регулирующими органами в рамках системы контроля качества групп аудита финансовой отчетности. Этот стандарт будет интересен работодателям, регулирующим органам, государственным органам, образовательным организациям и другим лицам, заинтересованным в обучении и развитии профессиональных бухгалтеров.

IAESB признает, что повышение квалификации развивает и поддерживает компетенции профессиональных бухгалтеров на должностях руководителей аудиторских проверок. Таким образом, IAESB определяет задачи обучения, которые руководители аудиторских проверок должны выполнить, чтобы подтвердить свои компетенции в сфере технической грамотности, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и видений.

По мере карьерного роста руководителя аудиторских проверок все большая роль отводится практическому опыту, который необходим для расширения и углубления профессиональных компетенций.

Принятие и внедрение

После утверждения исправленного стандарта IES 8 IAESB сконцентрируется на принятии и внедрении исправленных международных образовательных стандартов.

31 декабря 2014 года я покину пост председателя IAESB, а Комитет по образовательным стандартам продолжит работу по трехлетнему плану, завершая текущие проекты и запуская новые, ориентированные на принятие и внедрение международных образовательных стандартов, а также готовясь к анализу исправленных стандартов.

Я уверен, что новый председатель IAESB Крис Остин (Chris Austin) будет успешно претворять в жизнь рабочую программу IAESB, направленную на развитие способностей и возможностей членов МФБ и других профессиональных бухгалтерских организаций, чтобы эффективно внедрять исправленные международные образовательные стандарты.