- English
- | Russian
Недостаток ясности и прозрачности в государственном секторе — основной фактор риска, угрожающий эффективности рынков капитала, общей финансовой стабильности и долгосрочному и устойчивому развитию. Нам нужно повышать уровень информированности всех слоев общества. Мировые лидеры, политики и простые граждане — все должны понимать важность финансовой отчетности в государственном секторе. Если мы хотим построить устойчивое и стабильное в долгосрочной перспективе общество, мы должны быть готовы брать ответственность за перемены, необходимые для более эффективного управления ресурсами в государственном секторе экономики.
Совсем недавно Международная федерация бухгалтеров (МФБ) запустила инициативу «Прозрачность. Сегодня», которая призвана повысить осведомленность населения о важности прозрачности и ясности в сфере управления государственного сектора. В основе этой инициативы лежит требование внедрения в государственных и бюджетных организациях более строгих и эффективных систем финансовой отчетности по принципу начисления, основанных, например, на Международных стандартах учета в государственном секторе (IPSAS), разработанных Советом по международным стандартам учета в государственном секторе (IPSASB).
Потребность в высококачественной и своевременной финансовой отчетности по принципу начисления в государственном секторе
Основная проблема отчетности в государственном секторе в том, что многие правительственные организации до сих пор ведут бухгалтерский учет по кассовому методу и по минимуму раскрывают сведения. Такой подход не соответствует ожиданиям общества, банков, инвесторов и кредиторов. Учитывая тот факт, что среди кредиторов правительственных организаций много банков и частных инвесторов, неудивительно, что сегодня мы все чаще слышим требования обеспечить в государственном секторе уровень финансовой прозрачности, аналогичный ожидаемому от предприятий частного сектора.
Учет по методу начисления гарантирует более высокую прозрачность и ясность финансовых ресурсов государственного сектора, а также более тщательный контроль государственного долга и обязательств.
i) Высокая прозрачность и ясность финансовых ресурсов государственного сектора
Если у общества возникают вопросы к отчетности государственных организаций, очень важно, чтобы правительство в приоритетном порядке работало над повышением доверия избирателей. Правительство использует деньги налогоплательщиков, инвестируя их в развитие инфраструктуры и оказание услуг, и должно отчитываться об использовании этих средств. Для создания доверительных отношений очень важно, чтобы правительство представляло точную и полную информацию об активах и пассивах, о доходах и расходах. Полная информация обо всех операциях свидетельствует о высокой ответственности и разумном руководстве, повышает доверие и дает ясное и полное понимание финансовых последствий экономических, политических и социальных решений.
В такой информации акцент должен делаться на краткосрочных и долгосрочных последствиях принятия решений, что невозможно в ситуации отчетности и раскрытия сведений только по движению денежных средств. Таким образом, необходимую информацию можно получить только через высококачественную, надежную и эффективную систему финансовой отчетности по принципу начисления.
ii) Контроль государственного долга и обязательств на предмет реальных экономических последствий
Кризис государственного долга и его последствия, которые до сих пор ощущаются по всему миру, наглядно демонстрируют промахи в системе управления структурой баланса в государственном секторе и подчеркивают неспособность, например, общемировых финансовых организаций, инвесторов по государственным долгам, агентств оценки кредитного риска надлежащим образом отслеживать финансовое положение правительства. В заемном финансировании очень важно учитывать данные баланса, так как долгосрочные инвестиции могут отчасти финансироваться за счет долгосрочного долга, точно так же, как обычная семья берет ипотеку на покупку дома.
Главным приоритетом правительства должно стать сокращение числа экономически неизвестных факторов и значимых угроз из-за нерационального управления долгом. Однако следует признать, что сама по себе величина правительственного долга не дает полной картины финансовой стабильности. Чтобы оценить реальные экономические последствия финансового управления в государственном секторе, важно знать данные по всем активам, пассивам и условным обязательствам. Кроме того, раскрытие информации во всем пассивам, в том числе долгосрочным обязательствам правительства (например, пенсионным), может подтолкнуть государственных деятелей к принятию решений, ориентированных на долгосрочное развитие и отказ от краткосрочных политических инициатив.
Учет, отчетность, раскрытие и, как следствие, эффективный контроль всех государственных активов и пассивов возможен только в рамках высококачественной, надежной и эффективной системы финансовой отчетности по принципу начисления.
Задача правительства — работать на долгосрочное развитие и благосостояние будущих поколений. Эта миссия должна побуждать государственные организации признать важность прозрачности и качества отчетности и принимаемых решений в государственном секторе уже сегодня и работать над их повышением.
Принятие и внедрение международных стандартов учета в государственном секторе (IPSAS)
Принятие IPSAS правительственными организациями по всему миру повысит качество финансовой информации, которую представляют общественные организации. Принятие стандартов в общемировом масштабе позволит сопоставлять данные по разным странам и принимать внутренние решения относительно распределения ресурсов (планирования и бюджетирования), контроля и отчетности.
Само по себе принятие IPSAS не сможет решить проблемы, обозначившиеся на фоне кризиса государственного долга, но финансовая информация поможет чиновникам оценить последствия финансовых решений, предложенных или принятых правительством. Можно говорить о том, что без повышения прозрачности и качества отчетности проблемы, обозначившиеся на фоне кризиса государственного долга, невозможно будет решить до конца.
Общественные интересы
Отсутствие во многих странах выстроенной системы финансовой отчетности и финансового управления — серьезная проблема. Правительство отвечает за принятие законов, разработку и реализацию политики и предоставление своим гражданам продуктов и услуг. Решения и действия, которые предпринимаются во исполнение этих замыслов, должны исходить из интересов общества.
В ряде государственных организаций политическая прозрачность — гарантия ориентированности на интересы общества. Правительственные организации обладают правом на принудительное налогообложение. Поступления от налогов направляются на оплату текущих (например, заработную плату сотрудникам общественных организаций) и капитальных расходов (например, расходы на проекты строительства крупных объектов инфраструктуры: автомобильных и железных дорог) на благо государства и его граждан. Это накладывает на правительственные организации обязательство отчитываться об эффективном и рациональном использовании предоставленных им ресурсов. Если собранных в процессе налогообложения средств недостаточно для покрытия расходов, правительство привлекает дополнительные средства на рынках ссудного капитала. В таком случае у правительства появляются обязательства перед участниками рынка — инвесторами и потенциальными инвесторами — по представлению актуальной, достоверной и подробной информации о финансовых показателях и финансовом положении. Точно такие же обязательства имеют зарегистрированные на бирже компании перед участниками рынка ценных бумаг.
Однако без надежного, прозрачного и ясного механизма финансовой отчетности и финансового управления невозможно оценить, насколько принятое правительством решение учитывало интересы общества. А для надлежащей отчетности и представления необходимой инвесторам стандартной информации государственная организация должна раскрывать финансовую информацию высокого качества.
Андреас Бергман — председатель Совета по международным стандартам учета в государственном секторе (IPSASB). Председатель секции «Повышение прозрачности отчетности в правительственных организациях: пути экономического роста» Международного конгрессе бухгалтеров 2014 года, проводившегося 10–14 ноября 2014 года в Риме, Италия (пленарное заседание II). Работал с Яном Боллом (Ian Ball), председателем Международного института государственных финансов и бухгалтерского учета, Великобритания; Томасом Мюллером-Маркесом Бергером (Thomas Muller-Marques Berger), членом IPSASB и председателем Группы государственного сектора Федерации европейских бухгалтеров Германии; Ю Вейпинг (Yu Weiping), заместителем министра финансов КНР; Зайфун Ерназаровой, директором департамента методологии бюджетных процедур Министерства финансов Республики Казахстан.